Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

Get Adobe Flash player

Несчастные случаи с ребенком в быту про¬исходят довольно часто. Что это: случайность или закономерность?
«Мой дом — моя крепость», — гласит извест¬ная поговорка. Мы, взрослые, любим часто употреблять ее и нередко забываем, что сейчас наш дом стал совсем другим, что он высоко вознесен над землей, что в нем из кранов льет¬ся кипяток, по проводам передается электро¬энергия, по трубам течет газ. Все больше по¬является бытовых приборов. Все сложнее становится наша домашняя аппаратура, постоянно расширяется и без того многочисленный арсе¬нал различных химикатов бытового назначения.
Ребенок, который еще толком читать и пи¬сать не умеет, порой свободно управляется с цветным телевизором, магнитофоном, радио¬
приемником.
Разве может случиться несчастье там, где все так знакомо и привычно?
А ведь каждый из этих предметов таит для ребенка незримую опасность. Взрослому и в голову не придет, к примеру, сунуть гвоздь в штепсельную розетку, либо развести костер в комнате или на кухне, а ребенок из озорства, любопытства или по недомыслию, может. По¬рой, оставшись без присмотра, дети беспечно открывают краны у газовой плиты, пытаются исследовать «внутренности» включенного пыле¬соса, пробуют бабушкино лекарство, оставлен¬ное на виду, иногда по ошибке утоляют жажду совсем неподходящей для этой цели жидкостью. Случается, выпадают из открытых окон много¬этажных домов. Все это может стать причиной тяжелого увечья или даже смерти.
Сама будничность обстоятельств, при кото¬рых чаще всего возникают бытовые травмы (кстати, самый распространенный вид детского травматизма многих из нас, взрослых, демо¬билизует. Завороженные мирным словом «дом», мы не думаем об опасности и поэтому нередко пренебрегаем самыми элементарными мерами предосторожности в отношении своих детей, а порой и допускаем такую беспечность, о кото¬рой можно только сожалеть.
Изучение причин травм у детей показывает, что в подавляющем большинстве своем они происходят по прямой или косвенной вине взрослых. Действительно, - разве не наша вина в том, что ребенок получает ожоги или серьезное отравление из-за небрежного хранения спичек и лекарств, что он гибнет или с тяже¬лейшими переломами и сотрясением мозга по¬падает в травматологическую клинику в результате падения с большой высоты из-за того, что мы забыли хорошо прикрыть окно или вовремя не извлекли его с крыши сарая...
«Вакцина против травматизма — это воспитание», — так сказал один из известных ученых. Думается, что эта формула справедлива не только по отношению к детям, но еще в боль¬шей степени она адресована к нам, взрослым. Воспитывая ребенка и прививая ему необходи¬мые навыки безопасного поведения в быту, мы, прежде всего сами должны ежеминутно являть достойные образцы в этом отношении. Ибо, как известно, и хороший и плохой примеры заразительны. Вместе с тем мы постоянно должны быть внимательными и собранными.. По своей природе ребенок чрезвычайно любо¬знателен, не говоря уже о том, что он быстро меняется в физическом и психическом плане. В первую очередь это относится к грудничкам, которые вроде бы больше нуждаются в опеке, нежели в воспитании.
Если, к примеру, еще вчера наш пятимесяч¬ный сын неподвижно лежал на спине и не мог переворачиваться на живот, то сегодня, когда вы его распеленали, он уже способен делать это самостоятельно. И если вы своевременно не обратите внимание на эту новую деталь в физи¬ческом развитии своего ребенка и соответству¬ющим образом не проанализируете ее, может случиться беда. Стоит на мгновенье оставить его на пеленальном столе или на краю дива¬на без присмотра либо расслабиться, как в одно мгновенье он может очутиться на полу... И такое случается. Словом, надо постоянно быть готовым к тому, что каждый день вам может приготовить очередной сюрприз.
Еще более внимательными должны быть ро¬дители, когда ребенок начинает садиться, пол¬зать, вставать и особенно, когда он начнет са¬мостоятельно ходить. Это очень важный в ка¬чественном отношении скачок. Теперь у ребен¬ка, к радости его самого и, возможно, к не¬счастью родителей, в полном смысле этого сло¬ва, развязываются руки! Теперь он в состоянии опрокинуть на себя и взять в рот многое из то¬го, что будет находиться в радиусе его дейст¬вия, все то, что недостаточно надежно спрята¬но либо плохо укреплено. Увы, многие родите¬ли, особенно из числа молодых, часто осознают это слишком поздно, когда случается беда.
И здесь нам хотелось бы вспомнить слова из¬вестного польского детского врача и педагога Януша Корчака, который так наставлял родителей: «Детей нет — есть люди, но с иным ма¬сштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Помните, что мы их не знаем». А раз так, то мы должны постоянно наблюдать и изучать своего ребенка, знать, его психологию и физиологические осо¬бенности. «...Никакая книга, никакой врач не заменят собственной зоркой мысли и внима¬тельного наблюдения», — подчеркивал Я. Корчак.
Первые шаги всегда нелегки. Держась за ру¬ку, цепляясь за стенку или мебель, ребенок старается не потерять равновесия и... часто его теряет. И как следствие — многочисленные па¬дения. Но в этом нет ничего удивительного. К концу первого года жизни, когда малыш на¬чинает ходить, центр тяжести его из-за массив¬ной головы располагается значительно выше, чем у нас, взрослых, а площадь опоры явно недостаточная из-за маленьких стоп. Поэтому ре¬бенок в таком возрасте представляет собой до¬вольно шаткую конструкцию. Следует также учесть, что он еще не успел набраться опыта, не обладает достаточной ловкостью и не освоил технику падения как таковую. А ведь всему этому ребенка нужно учить уже с первых ша¬гов!
Однако нередко дети падают в квартире и тогда, когда уже становятся самостоятельными, например, споткнувшись обо что-нибудь или поскользнувшись на натертом до блеска пар¬кете.
Хорошо, если ребенок приземляется на мяг¬кий палас или ковер, либо на лету его подхва¬тывают заботливые руки матери или отца. Но нередко бывает и так, что родители не успева¬ют среагировать на неожиданное падение сына или дочери, и тогда малыш может с размаху удариться об острый угол встретившейся ему на пути табуретки или металлической бата¬реи... Лучше, если бы этих острых углов не было.
На втором году жизни, обретя свободу пере¬движения, малыш активно познает свойства предметов, которые он раньше только видел, старается их потрогать, иногда пробует на вкус. Кажется, что стремление это не знает границ. Он постоянно в движении и все время с чем-нибудь знакомится. Нередко в поле его зрения попадают совсем не те предметы, кото¬рые хотелось бы нам, очень часто он забирает¬ся не туда, куда надо... Ребенок познает окру¬жающий мир, а взрослые, что греха таить, не¬редко пытаются ему в этом мешать: «Зачем ты это трогаешь? Куда ты полез? Нельзя!»
Получается довольно безрадостная картина, которую уже давно подметил Я. Корчак: «Из страха, как бы смерть не отняла у нас ребенка, мы отнимаем ребенка у жизни; не желая, чтобы он умер, не даем ему жить».
Так, стало быть, все позволять? Ни за что! Запрещая, мы закаляем его волю, позволяя всё, наоборот, ослабляем ее.
Однако запрещать нужно тоже умело. Это самое легкое и в то же время — самое трудное.
Никто не спорит, уже в раннем возрасте ребе¬нок должен хорошо знать, что ему можно, а что нельзя. И в этом отношении мнение взро¬слого всегда является решающим. Весь вопрос в том, как этого лучше добиться. Постоянно запрещая, вы так или. Иначе ограничиваете дея¬тельность ребенка и, к. сожалению, часто это делаете, ничего не предлагая взамен. А ведь сама суть ребенка — это непрерывное движе¬ние, высокая активность. Потом, если он все время слышит «нельзя», это рано или поздно может дать совершенно обратный результат.
Дети раннего возраста в силу особенностей своей высшей нервной деятельности не могут постоянно длительно тормозить свои реакции, сидеть спокойно, как это от них порой требуют иные родители. Такое неизбежно вызывает пе¬ренапряжение процесса торможения и как следствие ведет к различного рода серьезным нарушениям поведения. При такой системе вос¬питания дети нередко становятся раздражи¬тельными, часто в ответ, на непосильные для них требования затормозить свои действия от¬вечают бурной вспышкой возбуждения, броса¬ются на пол, бьют ногами или упрямо с кри¬ком требуют желаемого.. И самое главное, очень часто добиваются своего—не всякая мать способна выдержать подобный натиск. Такая уступчивость может потом дорого обой¬тись. Ребенок поймет, что при известной доле настойчивости он способен достигнуть всего.
Так рождаются прецеденты для будущих несчастий, в том числе и травматологического плана.
Тогда где же выход? А выход, как нам ка¬жется, все в том же — в создании максимально безопасных условий для активной деятельно¬сти ребенка, ибо движения являются его физио¬логической потребностью, и в кропотливой воспитательной работе в постоянных занятиях с маленьким ребенком. И здесь от родителей тре¬буется немало изобретательности. Занимаясь с ребенком, играя с ним, можно,, достигнуть го¬раздо большего, нежели постоянно сдерживать и ограничивать проявления его активности.
«Игра не столько стихия, сколько единствен¬ная область, где мы предоставляем ему более широкую инициативу.
Лишь в играх ребенок
чувствует себя до некоторой степени незави¬симым», — подчеркивал Я. Корчак. «Игра есть путь детей к познанию. Мира», — говорил М. Горький.
Именно во время игр, разумеется, правильно организованных, воспитывается характер, рас¬ширяются представления об окружающем, фор¬мируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т.е. все те качества, кото¬рые так необходимы для предупреждения травматизма.