Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

Get Adobe Flash player

 

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В.А.Сухомлинский.

Цель: формирование у родителей представлений о роли мелкой моторики в развитии ребенка.

Задачи:

  • сформировать уродителей представления о развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста;
  • познакомитьродителейс играми и упражнениями наразвитие мелкоймоторики у детей;
  • предоставитьродителямпрактические рекомендации по применению игр и упражнений, направленных наразвитие мелкой моторики рук;
  • Укрепить сотрудничествородителей и детского сада.

Подготовка:

• Приглашениеродителей на семинар-практикум

• Оформление практических рекомендаций дляродителей

• Подбор и изготовление пособий и игр по теме

На данном практикумеродители и педагог-психолог сидят за круглым столом.

Ход мероприятия

1. Приветствиеродителей

Я предлагаю начать наш практикум необычным способом, давайте немного окунёмся в детство и возьмёмся за руки.

Упражнение«Импульс»Упражнение способствует установлению межличностного контакта. Участники игры берутся за руки. Ведущий лёгким пожатием передаёт 2 импульса соседу справа и слева и просит его передать импульс рукопожатий по кругу. Когда два импульса с разных сторон приходят к человеку, сидящему в круге, он должен сказать«ой!»это вызывает общее веселье.

2. Теоретическая часть

Уважаемыеродители, тема нашего семинара-практикума «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Для начала, хотелось спросить у Вас, зачем нужно ее развивать? 
Ответы родителей: 
Предлагаю Вам ознакомиться с несколькими высказываниями, которые я представлю на плакате:
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский).
«Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель).
«Рука – это внешний наружу мозг человека» (И.Кант);
«Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» (М. Монтессори)
Согласитесь ли Вы с этими высказываниями? 
Ответы родителей:
Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением.
Уровень развития мелкой моторики рук служит одним из показателей интеллектуального развития.

Влияние развития моторики рук на развитие речи ребенка

Что такоемоторика

Моторика, в переводе с латинского – движение. Различают – крупнуюмоторику и мелкую моторику.

Крупнаямоторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и …. – все это относится к крупноймоторике.

Крупнаямоторика это основа, вначале ребенок осваивает крупнуюмоторику, а потом к ней постепенно добавляются навыкимелкой моторики.

Мелкая моторика– это способность манипулироватьмелкими предметами и выполнять более точные действия. Примелкой моторике работают мелкие мышцы.

Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это всемелкая моторика.

Почему так важно длядетей развитие мелкой моторики рук?

Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.Мелкая моторикавзаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью.

Развитие движений рук включает:

развитие хватания: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно – правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывает в своих действиях форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой, большие – двумя руками),

развитие соотносящих действий: ребенок учится использовать действия, когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки и др.);

подражание движениям рук: особенно важно научить ребенка подражать движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;

развитие движений кистей и пальцев рук: ребенок учится выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными.

Все описанные движения развиваются и оттачиваются в ходе проведения описанных ниже игр и упражнений, которые помогают развить руки малышей, учат пользоваться их уникальными возможностями. Мы включили сюда наиболее эффективные, любимые автором и детьми игры. Они не только эмоционально насыщенны, нравятся детям, но и легко запоминаются, просты.

3. Практическая часть

 

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения наразвитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Пальчиковая гимнастика, решает множество задач в развитии ребенка.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны, снимают тревожность.

Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной.

Давайте познакомимся с некоторыми из них.

 (Упражнение проводится сродителями)

Замок

На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)

Апельсин

Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)

Мы подготовили для вас сборник пальчиковых игр, для того, чтобы вы смогли поиграть дома с детьми.

Развитиюкисти и пальцев рук способствует не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр с такими предметами.

Игры с прищепками

Цель:

  1. Учить детей правильно брать и открывать прищепку. Закреплять знания цветов.
  2. Развивать мелкую моторику рук, координацию действий обеих рук, зрительное восприятие, внимание, воображение.
  3. Воспитывать интерес, усидчивость, терпение.

Материал: разные картонные картинки, набор цветных прищепок.

Ход игры.

Вначале игры ребенок должен освоить работу с прищепками (открывать- закрывать). Затем ребенку показывает принцип действий, после этого он самостоятельно выполняет эти действия.

Желательно сопровождать игру художественным словом. Например:

Вышло солнышко из-за туч,
протянуло Кате луч.
Катя тронула рукою:
- Вот ты, солнышко, какое!

Ну-ка, елочка, светлей

Заблести огнями!

Пригласили мы гостей

Веселиться с нами.

  • Игры – шнуровки

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками.(Многообразие шнуровок представлено на выставке).

Такие игрыразвивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, способствуют точности глазомера, последовательности действий.

  • Массаж рук
    А сейчас я предлагаю вам продемонстрировать как можно дома проводить масаж рук.

Ёжик (у малыша в руках резиновый колючий ёжик)

Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?
(малыш катает ёжика ладошками)
Надо бельчонку сшить распашонку
(малыш катает ёжика по животику)
Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)
Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите
(катаем по полу)
Если дам иголки - съедят меня волки!!!
(ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)

 (Упражнение проводится сродителями)

И, конечно же, такие традиционные формы работы поразвитию мелкой моторики как:

Рисование

• Лепка(пластилин, солёное тесто)

• Аппликация;

• Игры с сыпучими материалами

Рисование на манной крупе, игра «Золушка», в которой ребенку предлагается перебрать в разные чашечки различную крупу, бобовые (горох, чечевица, фасоль, кофейные зерна и т.п.)

Родителям предлагается при помощи клея и раскрашенной заранее манной крупы раскрасить изображение рыбки.

4. Подведение итоговсеминара-практикума(рефлексия)

 

Упражнение «Чудесная сумка(сундучок)»

Воспитатель предлагает участникамсеминара-практикума ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений. (Родители пишут на листочках и кладут в сумку, воспитатель зачитывает).

«Удачным сегодня было…»;«Я задумалась…»;«Мне бы хотелось в следующий раз…»Передаём по кругу.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Игры и упражнения для развития моторики рук

Необходимо помнить, что малышам часто с трудом даются нелегкие задачи по развитию движений рук и мелкой моторики пальцев. Поэтому в работе необходимо соблюсти следующие условия: 1) такое занятие не должно быть длинным, нельзя допускать переутомление ребенка; 2) необходимо подбирать игры по уровню сложности, в зависимости от возраста ребенка и его умений ; 3) чтобы создать мотив деятельности, занятие обязательно следует обыграть – придумать интересный сюжет игры, использовать сюжетные игрушки.

Возможные варианты действий с предметами, игрушками и материалами:

Разминать тесто, пластилин, глину

Развитие силы рук. Очень полезно использовать пластичные материалы. Когда малыш разминает тесто, пластилин или глину, происходит самомассаж ладоней и пальцев, развиваются мышцы рук. Такое упражнение может стать частью занятия лепкой. Можно предложить ребенку сделать «ямки» в тесте (глине, пластилине), надавливая на него прямым указательным пальцем (можно надавливать всеми пальцами одновременно).

Вдавливать детали в пластилин

Развитие хватания двумя пальцами, развитие силы рук. Полезно вдавливать различные мелкие детали в слой пластилина (или в тесто). Это могут быть бусины, детали мозаики, камушки или ракушки. Можно использовать фасоль, горох, семечки подсолнуха. Вдавливать предметы в пластичный слой можно в любом порядке.

Рвать бумагу

Развитие соотносящих движений рук, развитие хватания. Предложите ребенку разорвать на кусочки или полосы листы бумаги или старые газеты (следует объяснить, что рвать можно только ненужную бумагу). Покажите, как следует захватывать пальцами обеих рук бумажный лист, а затем рвать его, потянув руки в разные стороны. Используя полученные бумажные кусочки, можно поиграть в «Осенние листья». Не забудьте все убрать по окончании игры вместе с малышом.

Нанизывать кольца (шарики, кубики и т. п.) на стержень.

В таких играх развиваются соотносящие действия рук. Упражнение подразумевает наличие специальных дидактических игрушек – разнообразных деревянных и пластмассовых пирамидок и сборно-разборных игрушек. Необходимо знать, что легче разобрать такую игрушку, чем собрать. Поэтому в начале работы лучше предлагать ребенку разбирать собранную игрушку, снимая по одной детали. Кроме этого, можно варьировать уровень сложности задания, подбирая разные игрушки: сначала те, которые состоят из одинаковых элементов (одинаковых фигур равного размера), затем те игрушки, в основе которых лежит более сложный принцип – сборка разных деталей в определенном порядке.

Сортировать мелкие предметы

Развитие хватательных движений – хватание щепотью или двумя пальцами (большим и указательным). Ребенку предлагают перемешанные в одной коробке бусины, и малыш раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь определенным принципом (по размеру, цвету, форме). Необходимо следить, чтобы ребенок брал по одной бусине, захватывая ее щепотью или двумя пальцами. Вначале лучше предлагать крупные бусины. Таким же образом ребенок может сортировать по цвету и размеру фасоль, горох, камушки, ракушки и проч..

Пересыпать сыпучие материалы

В таких играх мы учим ребенка использовать различные инструменты. При помощи ложки, совка, воронки учим пересыпать сыпучие вещества (крупы, горох, чечевицу, песок) из одной емкости в другую. Можно использовать коробки, стаканы, сосуды с узким горлышком (в этом случае используется воронка). Также можно предложить ребенку пересыпать крупу или песок руками, зарывать («прятать») руки в песок или крупу, «грабить» песок пальцами как граблями. Получаемые в процессе таких занятий тактильные ощущения также положительно влияют на развитие рук.

Использовать разнообразные конструкторы

Развитие силы рук, соотносящих движений рук, тонких движений пальцев. Занятия с конструкторами очень благотворно влияют на развитие рук ребенка. Желательно приобрести для малыша несколько разных видов конструкторов (чтобы принцип соединения деталей был различным). При этом помните, что сложнее работать с мелкими деталями.

Собирать паззлы

Развитие соотносящих движений рук, тонких движений пальцев. В таких играх необходимо плотно соединять детали друг с другом, что требует определенного уровня развития ловкости рук, тонких движений пальцев. Паззлы бывают разного размера и выполнены из разного материала – поролона, дерева, картона; легче работать с деревянными и поролоновыми деталями крупного размера. Надо подбирать сюжет картинки, количество деталей и их размер в соответствии с возрастом ребенка.

Изготавливать поделки из различных материалов

Развитие разнообразных движений рук и пальцев. Используются пластичные материалы (пластилин, глина), природные материалы, бумага, различные инструменты (ножницы) и проч. Помимо развития движений рук изготовление поделок развивает мышление и воображение ребенка.

Наматывать на клубок (на катушку) толстую нитку или шнур

Развитие движений кистей и пальцев рук. Можно предложить разматывать нитку, а затем наматывать – сначала на толстую палку или катушку, затем сматывать нитку в клубок.

Использовать мозаику

Развитие соотносящих движений, хватание мелких предметов двумя пальцами (большим и указательным). Используйте разнообразные виды мозаик – с шестигранными пластинками, круглые, квадратные. Поначалу лучше использовать мозаики с выпуклыми деталями, затем плоские. Также можно подобрать наборы, различающиеся по размеру деталей. Предлагайте малышу вставлять детали мозаики сначала в любое отверстие («куда попадет»), затем покажите, как можно выложить из мозаики дорожки и столбики. Более сложным заданием станет выполнение изображений – цветы, травка, солнышко, зверушки и др.

Шнуровать

Развитие тонких движений пальцев рук. Шнуровка – это продергивание шнурка, или толстой нити в отверстия. Основа для шнуровки может быть выполнена из разных материалов – ткани, поролона, картона, фанеры, в которых сделаны отверстия-дырочки (легче пользоваться твердой основой). В настоящее время имеется большой выбор игр-шнуровок. Подбирать игрушку-шнуровку надо в зависимости от возраста ребенка и уровня его развития – игрушка должна развивать, но не быть слишком сложной.

Расстегивать и застегивать липучки, пуговицы и кнопки, крючки, молнии

Развитие тонких движений пальцев рук, дифференцирование движений пальцев рук.Перечисленные навыки очень полезны для развития навыков самообслуживания. Советуем начинать с расстегивания пуговиц, кнопок, молний и крючков. Липучки легки в использовании, гораздо сложнее отрабатывается навык застегивания пуговиц, кнопок и молний. Такую работу можно проводить как в ситуациях обучения самообслуживанию, когда малыша учат раздеваться и одеваться, так и в игре, используя специальные дидактические игрушки. Такие игрушки можно купить (куклы, в деталях одежды которых используются разные виды застежек) или изготовить своими силами (например, зайчик, у которого лапки пристегиваются при помощи пуговиц или кнопок).

Отстегивать и пристегивать прищепки

Развитие силы рук, соотносящих движений, дифференцирование движений пальцев.Прикрепите прищепки на край игрушечного ведерка и предложите малышу снять прищепки и сложить их в ведерко. Покажите, как следует нажимать на концы прищепки одновременно двумя пальцами. Также можно изготовить простые игрушки для занятий с прищепками: если прикрепить прищепки к желтому картонному кругу, то получится солнышко с лучами, а если изготовить силуэт ежа, то прищепки станут иголками у него на спине. Помните, что научиться отстегивать прищепки легче, чем пристегивать. Можно организовать игру в стирку и при помощи прищепок прикрепить к натянутой веревке кукольную одежду.

Выкладывать фигуры из палочек

Развитие тонких дифференцированных движений пальцев, развитие соотносящих движений рук. Предложите ребенку выложить из счетных палочек или спичек простые фигурки – квадрат, прямоугольник, треугольник, домик, грибок, елочку, лесенку и др. Задания и инструкции к ним могут быть разными по сложности: поэтапный показ каждого действия, выполнение фигуры по готовому образцу, выполнение по памяти.

«Удачным сегодня было…»;

«Я задума(лся)лась…»;

«Мне бы хотелось в следующий раз…»


«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский).


«Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель).


«Рука – это внешний наружу мозг человека» (И.Кант).


«Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» (М. Монтессори)

Мы советуем обращать больше внимания на развитие ручных действий уже в раннем возрасте. Это не только укрепит руки малыша, сделает их более гибкими и умелыми, но и окажет благотворное влияние на развитие речи, мышления, поможет стать более самостоятельным и уверенным в себе. Такую работу надо продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.